СВЕДЕНИЯ ОБ О.О.

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ученые УАИ - УГАТУ

 

 

НАСТРОЙ, УМНОЖЕННЫЙ НА МОЛОДОСТЬ

Р. Ф. Ганиев

("Авиатор", № 2-3 (стр. 5))

 

Знаете ли вы, что трое ученых–выпускников нашего университета получили высокое признание отечественной науки, став академиками и чл.-корреспондентами Российской академии наук? Это доктора наук, профессора Р.Р.Мавлютов, М.А.Ильгамов и Р.Ф.Ганиев.

 

Интересно, что в 2013 году в Москве вышла книга М.А.Ильгамова «Резонанс», посвященная механике и ученым, работающим в этой области. Одну из них автор подарил начальнику отдела образовательных программ магистратуры и аспирантуры И.А.Лакман, которая принесла ее к нам в редакцию. Благодарим Ирину Александровну и предлагаем вам часть воспоминаний, опубликованных в этом научно-популярном издании.

 

Взросление нашего поколения пришлось на начало научно-технической революции, изменившей мир. На слуху были создание грандиозных гидротехнических сооружений, реактивное движение, сверхзвуковые скорости, расщепление атомного ядра и многое другое. Эти удивительные достижения занимали воображение многих выпускников школ. И они мечтали получить техническое и физико-математическое образование. К их числу относился и выпускник школы 1954 года Ривнер Ганиев. В августе того же года он сдал вступительные экзамены в УАИ.

 

Вуз, находившийся на ул. Ленина (ныне здание УАТ), тогда был небольшим, но отличался прекрасным преподавательским составом. Работали прибывшие из Москвы и Рыбинска специалисты, ученые эвакуированной Академии наук Украинской ССР. Первоклассными преподавателями и авторитетами были И.А.Болотовский, С.И.Куликов, А.Н.Рахманович, В.А.Виноградов, И.А.Хризман. В учебном процессе участвовали главные конструкторы, руководители моторостроительного завода, которые были председателями ГЭК. Студентов тогда было немного, и преподаватели всех знали в лицо.

 

Требования к учебе были очень высокие, программа весьма насыщенная. Поработав затем в других вузах, в частности, КАИ, КГУ, я понял, что УАИ того времени был компактным и своего рода элитарным учебным заведением с чрезвычайно высокими требованиями и одновременно с таким же уровнем преподавания. Учились еще бывшие фронтовики, был среди студентов даже Герой Советского Союза (Н.А.Черных – Ред.).

Студенческая жизнь бурлила, было интересно находиться в этой среде. Каждую субботу в актовом зале устраивались мероприятия. И обязательно танцы. Работали студенческие научные кружки. Все это создавало особый настрой. Институт пока не располагал общежитиями, студенты ютились на съемных квартирах, с продовольствием и одеждой также было не густо. Но атмосфера была необыкновенно светлой, в ней были разлиты оптимизм и приподнятость. Конечно, сказывался общий настрой в стране, умноженный на нашу молодость.

 

Итак, Ривнер Ганиев стал студентом такого вот вуза. Судя по оценкам в зачетной книжке, у нашего студента были любимыми математика, физика, теоретическая механика, сопротивление материалов. Технические дисциплины типа черчения и сварки не особо увлекали его. Но впоследствии, когда пришлось сталкиваться с решением комплексных вопросов в машиностроении, он убеждался, что знакомство со многими техническими предметами очень помогало ему. Все студенческие годы он занимался боксом. Почему именно им, отвечает так: «Возможно, это соответствовало моему темпераменту. В боксе меня привлекала активность движения. Он закаляет характер. Кроме того, сама научная работа напоминает рукопашный бой с природой. Если исследователь плохо подготовлен, то он терпит поражение, не способен решить проблему. Если он знает много приемов и умеет их применять, то при упорстве и настойчивости проблема разрешается».

 

Равнер отличался отменным здоровьем, веселым нравом, компанейским характером. И, конечно, всегда проявлялись его инициативность и качества заводилы. Из выпускников 1959 года вышло много хороших специалистов. Это чл.-корреспондент РАН Р.Ф.Ганиев, ген.директор крупного оборонного предприятия в Московской области Б.В.Мациевич, ген.конструктор НПО им.В.Я.Климова (С.-Петербург) А.А.Саркисов, зам.ген. конструктора НПП «Мотор» (Уфа) Ю.А.Алексеев, гл конструктор завода «Гидравлика» (Уфа) Н.А.Прохоров, зам. директора Кумертауского машиностроительного завода (ныне КумАПП – Ред.), первый заместитель Председателя Совета Министров БАССР А.И.Харлов.

 

В 50-е годы объединенной кафедрой теоретической механики и сопротивления материалов заведовал Владимир Алексеевич Виноградов. Во время нашей учебы в УАИ о нем ходили легенды. Теоретическую механику он излагал не только глубоко содержательно, но и с определенным изяществом. Авторитет его в глазах студентов был настолько велик, что нормально воспринимались его некоторые чудачества. Например, перед экзаменом он мог объявить, что его предмет знает на «отлично» только Бог. Он сам – на «хорошо», а студенты не могут знать больше, чем на «удовлетворительно».

 

Прекрасным педагогом был Валентин Иванович Денискин, который вел практические занятия по теоретической механике. Его занятия сохранились в памяти на всю жизнь.

 

Особо отметим Князя Галеевича Галимханова. Своим предметом он владел прекрасно. Без внешнего блеска, но глубоко научно, интересно и доходчиво читал он свои лекции. Он с отличием окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Слушал лекции академиков А.Н.Крылова, Ю.А.Шиманского, члена-корр. АН СССР П.Ф.Папковича. Для него естественными были демократизм, гуманное, если не сказать, сердечное отношение к студенту, которому он дал тему научной работы. Известно изречение: «Каждая наука может дать студенту только то, что он от нее берет. Нельзя ничему научить, можно только научиться».

 

Кафедра сыграла большую роль в судьбе академика Р.Ф.Ганиева. Он вспоминает: «Впервые, может быть, в истории УАИ решением Ученого совета института мне разрешили, начиная с третьего курса, учиться по индивидуальной программе со свободным посещением лекций и введением дополнительных предметов по механике и математике. Сейчас я четко представляю, что именно таким способом готовят инженеров-исследователей в Московском физтехе. Я благодарен руководству УАИ и кафедры».

 

Из книги М.А.Ильгамова «Резонанс», Москва, 2013


67 ЛЕТ В АВИАЦИОННОМ

И. А. Болотовский

("Авиатор", № 2-3 (стр. 6))

 

Выдающийся педагог и известный ученый в области зубчатых передач, профессор И.А.БОЛОТОВСКИЙ (1912-2001) создал известную в России научную школу. Его учеников можно встретить практически на всех российских машиностроительных предприятиях.

 

Трудовую деятельность Израиль Аркадьевич начал в 1931 году на Рыбинском моторостроительном заводе (РМЗ), где работал конструктором, начальником конструкторского бюро и по совместительству преподавал в техникуме. В 1937 году окончил Рыбинский авиационный институт (РАИ) с присвоением квалификации инженера – механика, технолога по механической обработке металлов. С 1939 года совмещал работу на заводе с преподаванием в РАИ.

 

В июне 1941 года был назначен начальником ремонтно-механического цеха РМЗ, который был эвакуирован в Уфу вместе с РАИ. Израиль Аркадьевич был одним из тех, кто в кратчайшие сроки обеспечил перевоз заводского оборудования, сам покинул Рыбинск с последней группой рабочих.

 

10 декабря 1941 года, когда они прибыли в Уфу, немцы объявили, что авиация уничтожила крупнейший советский авиазавод, но ни одного станка и ни одного работника там уже в это время не было. В тяжелейшие военные и первые после победы годы трудился на заводе и преподавал в вузе – теперь уже УАИ.

 

В 1948 году перешёл на штатную должность старшего преподавателя и одновременно был назначен заведующим кафедрой деталей машин и теории механизмов, бессменно возглавляя ее до 1973 года.

 

В 1952 году в Институте машиноведения Академии наук СССР Израиль Аркадьевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение полноты соприкосновения зубьев конических прямозубых колёс». Эта работа была издана отдельной книгой в трудах Академии наук СССР.

 

В 1962-1968 годах он был деканом факультета авиационных двигателей. Принимал активное участие в открытии электромеханического факультета.

 

В 1973–1975 годах ор- ганизовал и возглавил факультет повышения квалификации ИТР. Под руководством профессора И.А.Болотовского на кафедре был создан и успешно трудился сплоченный научный коллектив, основным направлением деятельности которого являлись исследования в области геометрии корригированных зубчатых передач и синтеза рациональных зубчатых передач. В работе также принимали участие преподаватели Уфимского нефтяного института и ряда промышленных предприятий города. Результаты были опубликованы центральными издательствами страны в семи книгах, трёх государственных стандартах, более чем в 100 журнальных статьях и ряда докладов на всевозможных конференциях и семинарах. Работы упоминаются в БСЭ как одно из достижений науки о зубчатых передачах и переведены на несколько иностранных языков. Под его научным руководством защищены семь кандидатских диссертаций, выполнен ряд хоздоговорных работ с ведущими машиностроительными предприятиями страны.

 

Известный журналист А.А.Докучаева писала в одной из своих статей: «Ветеран УГАТУ Израиль Аркадьевич вспоминал: когда совсем молодой Р.Р.Мавлютов, бывший его студент, вернулся после московской аспирантуры и пришел к нему с просьбой устроиться на кафедру, Болотовский ответил отказом: «Не могу принять, нет свободной единицы», и со свойственной прямотой не оставил ему никаких ближайших надежд. «Кто мог знать, что этот молодой человек станет ректором, — смеялся Израиль Аркадьевич. — Но он ни разу мне этого не припомнил». Напротив, Р.Р.Мавлютов всегда высоко ценил многолетний опыт И.А.Болотовского, А.П.Доброреза, С.И.Куликова, прислушивался к их мнению».

 

Заслуженный деятель науки и техники БАССР, Израиль Аркадьевич Болотовский был связан с РАИ-УАИ-УГАТУ в общей сложности 67 лет, награждён орденом «Знак почёта» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», почётными грамотами президиума Верховного Совета БАССР и РСФСР. М.МИГРАНОВ, профессор, зав. кафедрой ОКМиМ

 

М.МИГРАНОВ, профессор, зав. кафедрой ОКМиМ


ПЕРВЫЙ МЕТАЛЛОВЕД РЕСПУБЛИКИ

А. Н. Нехаева

("Авиатор", № 4 (стр. 2))

 

Близится день памяти Агриппины Николаевны НЕХАЕВОЙ (07.07.1913 – 11.02.2007). Первая в республике женщина-кандидат технических наук, авторитетнейший металловед страны, в течение 20 лет она возглавляла в УАИ кафедру технологии металлов и металлове- дения (позднее – общей технологии и металловедения). Вспоминает ее преемник на этом посту, первый президент Академии наук РБ, д.т.н. профессор О.А.Кайбышев.

 

- После окончания аспирантуры Уральского политехнического института Агриппина Николаевна была направлена в Уфу. В конце 40-х годов специалист со степенью кандидата наук - большая редкость, поэтому неудивительно, что в УАИ ее встретили с радостью, и вскоре она стала ведущим специалистом, а затем и заведующей кафедрой.

 

Ситуация была непростой: особенности специальности требовали наличия серьезной лабораторной базы, без этого учить студентов невозможно. А это помещения, оборудование, квалифицированные кадры.

 

Работа сложная, требующая непрерывной борьбы – трудно было достать металлографические микроскопы, термические печи, измерительную аппаратуру. Со всеми этими задачами Агриппина Николаевна справилась блестяще!

 

Одновременно предстояло наладить научно-технические связи с предприятиями и в первую очередь с УМЗ, организовать обучение по специальностям кафедры на этом заводе, вести научные исследования по проблемам моторостроителей. Агриппина Николаевна пользовалась заслуженным авторитетом и в УАИ, и у про- изводственников. К ней обращались за консульта- циями в самых сложных случаях, и она всегда находила правильные решения.

 

В начале 60-х годов с назначением ректора Р.Р.Мавлютова начался бурный рост УАИ. Появились новые задачи – открытие специальностей по литью, сварке, обработке металлов давлением. В этом большом деле трудно переоценить заслуги Агриппины Николаевны. Она старалась заполучить специалистов из ведущих институтов страны – МИСиС, Станкина, Уральского политеха.

 

В результате кафедра ОТиМ подготовила кадры и базу для новых специальностей: литья (доценты А.С.Челушкин и С.С.Шпиндлер); сварки (доцент В.Г.Вербицкий); обработки металлов давлением (доцент Н.П.Барыкин). Все это позволило организовать не только новые специальности, но и новый факультет – авиационно-технологический.

 

Нельзя не отметить заслуги Агриппины Николаевны в создании условий для подготовки инженеров по специальности «Материаловедение». На кафедре работали выдающие специалисты – доценты Л.И.Даутова, М.Х.Рабинович, что послужило в дальнейшем основанием для выпуска инженеров по металловедению и физике металлов и создания уфимской научной школы металловедов и металлофизиков.


С ЮБИЛЕЕМ!

С. Т. Кусимов

("Авиатор", № 10 (стр. 2))

 

8 марта исполнилось 75 лет профессору Салавату Тагировичу КУСИМОВУ. Работая в должности ректора (1992-2003), он внес значительный вклад в ста- новление и развитие УГАТУ как одного из ведущих технических университетов страны.

 

Выпускник Московского энергетического института, Салават Тагирович пришел в наш вуз в 1970 году и навсегда связал с ним свою судьбу.

 

Он принял вуз от Р.Р. Мавлютова в эпоху больших перемен. 90-е годы прошлого века были трудными для страны, ее экономики, системы образования. Разрушительные процессы коснулись всех сторон жизни. Вузы оказались на грани выживания. Перед ректором С.Т. Кусимовым стояла задача не только сохранить известный на всю страну УАИ, его материально-техническую базу, научные школы, интеллектуальный потенциал, но и обеспечить дальнейшее перспективное развитие.

 

И с этой задачей он справился. Помогло многое. Воспитание в семье военного – это умение с ранних пор преодолевать трудности и принимать решения, адаптироваться в новых жизненных условиях, брать ответственность на себя. Воспитание в семье Героя Советского Союза, известного военачальника Великой Отечественной – это ответственность втройне! Отцовский сильный характер, талант лидера, блестящее образование и работа над собой – вот главные черты характера этого человека.

 

Под руководством ректора С.Т. Кусимова Уфимский авиационный обрел статус технического университета, получил новую стратегию развития в числе первых двадцати вузов России.

 

В жестких условиях дефицита бюджетных средств новый ректор организовал слаженную работу большого вуза, нацелил коллектив на эффективное формирование трех составляющих: науки, инноваций в образовании и активной инновационной деятельности в промышленности.

 

Ученый в области управления сложными техническими объектами, уверенный в том, что без науки нет высшего образования, он укрепил в университете атмосферу научного поиска, обеспечил участие ученых, преподавателей и студентов в федеральных и международных образовательных и научно-исследовательских программах.

 

«Кусимов – типичный представитель стабилизирующего слоя ректорского корпуса, - так писала о нем газета «Поиск» (03.11.2000). - В нем чувствуется спокойствие человека, знающего предел допустимого люфта. И как ректора, и как политика – ведь он многолетний заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан».

 

Человек стратегического мышления, Салават Тагирович был депутатом Госсобрания-Курултая 1-3 созывов, пять лет работал на посту заместителя Председателя Госсобрания РБ. Однако с вузом он не расставался, являясь профессором кафедры телекоммуникационных систем. Его поддержка и помощь университету всегда были ощутимы.

 

«Делай, что должно, и будь, что будет», - говорили мудрецы. Салават Тагирович придерживается этого жизненного правила. «Если делать то, что считаешь правильным и необходимым, - считает он, - то результат будет соответствовать твоим действиям».

 

75 - это возраст мудрости! Шлем Салавату Тагировичу самые искренние поздравления и пожелания здоровья, бодрости, благополучия и семейного тепла!

 

Коллектив университета


ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ

А. Д. Макаров

("Авиатор", № 11 (стр. 2))

 

С именем Алексея Дмитриевича МАКАРОВА связаны многие начинания в нашем вузе. Он стал первым доморощенным доктором технических наук, профессором. Докторскую диссертацию по оптимизации резания жаро- и особопрочных материалов он подготовил на собственной экспериментальной базе и успешно защитил в диссертационном совете при Московском авиационном технологическом институте (МАТИ).

 

Он был первым из выпускников УАИ, кто после окончания института продолжил работать в родных стенах в качестве преподавателя. В 1974 году за подготовку специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), разработку и внедрение оптимальных режимов резания на машиностроительных предприятиях страны А.Д.Макаров первым из преподавателей и сотрудников был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

 

Под руководством Алексея Дмитриевича создана первая в Башкирской АССР проблемная научно-исследовательская лаборатория, которая функционировала на базе возглавляемой им кафедры резания металлов и режущих инструментов как ПНИЛ по оптимизации резания жаро- и особопрочных материалов.

 

С именем профессора Макарова связано открытие при УАИ одного из первых диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по механообработке.

 

Как проректор по научной работе он внес значительный вклад в разработку и создание первой в УАИ Межведомственной научно-практической программы «Авиационная технология», которая по существу вывела институт в число передовых вузов СССР.

 

Его отличали большое трудолюбие, добросовестность, скрупулезность и даже педантичность в анализе полученных результатов. Он всегда придерживался принципа, что «все должно быть на чистом сливочном масле», и от нас, своих учеников, настойчиво требовал его придерживаться. Алексей Дмитриевич был требовательным, принципиальным и очень доброжелательным наставником. Его научная школа получила широкую известность и признание в стране и за рубежом. Научные и практические результаты исследований, полученные под его руководством, неоднократно экспонировались на ВДНХ СССР и были отмечены медалями всех достоинств, а сам он первым в УАИ был награжден Почетным дипломом ВДНХ СССР.

 

В 1982 году на знамени нашего вуза появился орден Ленина. И в этом немалая заслуга профессора Макарова. Высшей правительственной награды в то время был удостоен лишь МАИ.

 

А вскоре Алексея Дмитриевича не стало. Ему было всего 62 года… Но светлый образ Учителя, его научные и жизненные принципы мы стараемся сохранить и донести своим ученикам и последователям.

 

Л.ШУСТЕР, профессор кафедры ОКМиМ


ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ

И. С. Перелыгин

("Авиатор", № 12-13 (стр. 5))

 

1 апреля исполняется 80 лет со дня рождения заслуженно- го деятеля науки РФ и РБ, доктора химических наук, профессора Игоря Сергеевича ПЕРЕЛЫГИНА (1937-2002).

 

После окончания в 1961 году физико-математического факультета Казанского государственного университета он в родном вузе прошел путь от аспиранта кафедры оптики и спектроскопии до доцента кафедры общей физики.

 

С 1965 года и до последних дней жизни Игорь Сергеевич заведовал кафедрой общей физики нашего вуза. Под его руководством практически с нуля были созданы учебная и научная материальная база, сформирован научно-педагогический коллектив. Кафедра снискала высокий авторитет среди кафедр других вузов страны.

 

Имя И.С.Перелыгина, кандидата физико-математических наук, доктора химических наук, академика РАЕН и Нью-Йоркской АН, Соросовского профессора, хорошо известно в области молекулярной спектроскопии конденсированного состояния вещества. В академических отечественных и зарубежных изданиях им было опубликовано 350 научных работ, получивших широкое признание как в России, так и за рубежом.

 

Игорем Сергеевичем и его коллегами внесен первостепенный вклад в развитие одной из фундаментальных проблем современного естествознания: исследования межмолекулярных, межионных, ион-молекулярных взаимодействий и их влияния на динамику частиц в конденсированных средах.

 

Разработанные профессором И.С.Перелыгиным методы изучения строения и колебательных спектров молекyлярных объектов используются во многих академических и вузовских ла- бораториях, а резyльтаты имеют большое практическое значе- ние. В частности, исследования влияния физико-механических факторов на структуру политетрафторэтилена позволили выработать оптимальную технологию производства из этого полимера трубопроводов для гидравлических систем летательных ап- паратов нового поколения, а исследования строения неводных растворов солей лития послужили основой для научно-обоснованного подбора электролитов для химических источников тока.

 

Профессором И.С.Перелыгиным создана кpyпнaя научная школа. Среди его учеников 3 доктора и 19 кандидатов наук; он неодно- кратно читал лекции в университетах Европы, Америки, Азии.

 

Он был награжден орденом «Знак Почета», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкортостана, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, серебряной медалью П.Л. Капицы.

 

К сожалению, Игорь Сергеевич рано ушел из жизни, многие его планы не были до конца осуществлены. Лучшей памятью ему является созданная им кафедра и научно-педагогический коллектив, продолжающие служить науке и высшему образованию.

 

Коллеги и ученики


НИ ДНЯ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА!

И. М. Хомяков

("Авиатор", № 14-15 (стр. 6))

 

Воспоминания о генерал-майоре, профессоре И.М. ХОМЯКОВЕ

 

На космодром Байконур я приехала в 1966 году вместе с мужем после окончания им Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского. Надо было найти для себя работу по специальности, что являлось нелегкой задачей в условиях закрытого военного городка. В это время недавно прибывший полковник-инженер И.М.Хомяков, заместитель начальника космодрома по научно-исследовательской и опытно-испытательной работе (служба НИОИР), подбирал в свою службу специалистов.

 

Я ему рассказала, что работала в Москве в течение пяти лет в «Гидросталь-проекте» инженером-конструктором, участвовала в проектировании Асуанской, Красноярской, Саяно-Шушенской ГЭС и имела опыт работы в области интеллектуальной собственности. Илларион Мартемьянович предложил мне заняться организацией изобретательского творчества, активизировать эту работу на космодроме. Меня подкупили его слова, смысл которых очень точно выражается стихами:

Идите, товарищи, только вперед!

Идущий цели добьется.

Пусть же в каждом из вас мысли поиск живет,

Родник изыскательства бьется.

 

Созданная группа специалистов, курирующих творческую работу испытателей, структурно входила в состав службы НИОИР. Итак, с легкой руки генерала И.М.Хомякова и под его непосредственным руководством с 1966 по 1975 годы я занималась организацией изобретательской и рационализаторской работы.

Она была достаточно эффективной. Уже в 1967 г. было подано 45 заявок на изобретения, а в 1974 году (в год увольнения И.М.Хомякова в запас) было подано 300 заявок и получено более 100 авторских свидетельств на изобретения испытателей. Это очень высокий показатель того времени среди НИИ Министерства обороны, свидетельство умелой и эффективной работы руководителя высокого ранга.

 

Провожая Иллариона Мартемьяновича с космодрома Байконур, изобретатели подарили ему большой альбом с такими строчками:

У Вас простое жизненное кредо:

Делить добытое с партнером пополам,

И впредь людей одаривайте щедро

Идеей, мыслями, не прятая в карман.

 

Вернувшись на родину в Башкирию, он начинает работать в УАИ заведующим кафедрой. Позднее становится деканом самого большого факультета - электромеханического. И здесь он много внимания уделял творчеству студентов и преподавателей. Часто говорил: «Инженер не может быть нетворческой личностью». Он добивался того, чтобы студенческие дипломные работы были выполнены на уровне изобретений или хотя бы с подачей заявки на изобретение. Многие годы студенты специальности «Авиационное электрооборудование» были победителями в конкурсах дипломных проектов на уровне изобретений.

 

Свою устремленность, окрыленность, влюбленность в работу И.М.Хомяков со- хранил до последних дней. Навсегда в нашей помяти его девиз «Ни дня без творчества, ни дня без науки!»

 

А.ФАТЕЕВА, начальник патентного отдела в 1980-1995 гг.

Стихи Н.А. Фатеева


ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЖИЗНИ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА

Т. М. Василишин

("Авиатор", № 22-23 (стр. 6))

 

В начале 1990-х годов работники Одесской национальной научной библиотеки имени М.Горького начали собирать материалы для справочника «Ученые вузов Одессы. Естественные науки». В результате кропотливой работы в издание были включены биографии 418 ученых, в том числе и математика Тимофея Михайловича ВАСИЛИШИНА.

 

Выпускник Львовского университета 1916 года, Т.М.Василишин в 1925 году приехал в Одессу из Галиции. Его научная и преподавательская деятельность складывалась благополучно. Он стал профессором Одесского института народного образования, затем заведовал кафедрой физико-химико- математического института, одновременно был профессором Института инженеров водного транспорта. Ученый являлся соавтором «Российско-украинского словаря математической терминологии и фразеологии. Алгебра», одного из первых подобных словарей в СССР. Однако в начале 30-х годов Т.М.Василишин был репрессирован и в марте 1933 года осужден на три года исправительно-трудовых лагерей.

 

Многочисленные попытки библиографов Одессы найти сведения о дальнейшей судьбе ученого в областном и вузовских архивах оказались безуспешными. Выручил их сайт нашего университета, на котором были размещены материалы книги «Кто есть кто в УГАТУ». В ней об одесском периоде деятельности Т.М.Василишина ничего не говорилось. Было только указано, что до УАИ он «работал ряд лет на крупнейших гидротехнических стройках страны. Провел большое количество теоретических и экспериментальных исследований шлюзов, плотин, водохранилищ».

 

Но зато одесситы с удовлетворением узнали, что Тимофей Михайлович работал в УАИ с 1943 по 1958 годы сначала старшим преподавателем, с 1946 года – доцентом, заведовал кафедрой аэродинамики и гидравлики (1945–1956), одновременно был деканом факультета авиационных двигателей (1946–1950) и механико-технологического факультета (1950–1955). Он создал в институте гидравлическую лабораторию, изготовил ряд оригинальных приборов, в том числе универсальный двухзеркальный микроманометр для замера малых перепадов давления в газовых и жидкостных потоках. На сайте УАИ была указана точная дата кончины ученого – 23 декабря 1961 года, что очень важно для библиографических исследований.

 

Так удалось соединить две половинки жизни замечательного ученого и педагога. Теперь его полная биография заняла достойное место в четвертом томе «Энциклопедии современной Украины».

 

Реабилитировали Т.М. Василишина в 1993 году, через 32 года после смерти.

 

М.ФИЛИМОНОВ, профессор кафедры ОН


ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

В. В. Постнов

("Авиатор", № 22-23 (стр. 6))

 

Время бежит быстро. Сегодня исполняется три года, как ушел из жизни заведующий кафедрой мехатронных станочных систем, профессор Владимир Валентинович ПОСТНОВ.

 

Вся его яркая жизнь была связана с нашим вузом. В 1967-1972 годах - учеба в УАИ, затем служба офицером в рядах ВС СССР в Казахстане, после окончания которой началась напряженная учеба в аспирантуре у профессора А.Д.Макарова. Успешная защита кандидатской диссертации и многолетняя преподавательская работа позволили ему стать педагогом с большой буквы, любимым студентами и уважаемым коллегами. До сих пор на сайте УГАТУ в разделе «Преподаватель глазами студентов» есть о нем многочисленные восторженные отзывы.

 

Свою научно-исследовательскую работу Владимир Валентинович начал еще третьекурсником под руководством доцента Л.Ш.Шустера. Любознательность, целеустремленность, принципиальность, глубокая порядочность позволили ему достаточно успешно продвигаться по научным ступеням. В 1980- 1982 годах он возглавляет проблемную лабораторию по разработке оптимальных режимов резания жаро- и особо прочных материалов, научным руководителем которой был профессор А.Д.Макаров. После его смерти кафедра «Резание металлов и режущий инструмент» была многократно реорганизована, однако научный стержень макаровской школы сохранился благодаря работам профессора В.Ц.Зориктуева, доцента В.В.Постнова и других преподавателей.

 

Работая над докторской диссертацией, Владимир Валентинович разработал новые научные аспекты применения теории оптимизации процесса резания металлов в условиях интенсификации нестанционарного резания труднообрабатываемых материалов на основе оптимизации термодинамических условий изнашивания режущего инструмента.

 

Впервые на основе структурно-энергетического анализа лезвийной обработки с использованием положений термодинамики неравновесных процессов им было получено аналитическое описание предельного состояния материалов детали и инструмента в основных зонах упругопластической деформации при резании в виде уравнения баланса диссипативных функции затраченной (механической) энергии, тепловыделения при пластической деформации и изнашивании инструмента, по- зволяющее проводить качественную и количественную оценку удельной механической и тепловой нагруженности приконтактных слоев инструмента для определения его высокой работоспособности.

 

Владимиром Валентиновичем предложены и реализованы новые методы повышения эффективности мехатронных станочных систем за счет увеличения износостойкости инструмента, производительности и экономичности обработки. Изобретатель СССР, заслуженный работник образования РБ, он автор нескольких монографий, учебных пособий с грифом Министерства образования и науки РФ и более 180 научных работ, 15 изобретений.

 

После внезапной смерти Владимира Валентиновича его аспиранты не опустили руки и продолжают работать над диссертациями. Глубоко символично, что именно сегодня один из них – старший преподаватель С.В.Старовойтов защищает кандидатскую диссертацию в МГТУ «Станкин». А значит, дело профессора В.В.Постнова продолжается!

 

Р.ЛАТЫПОВ, доцент кафедры АТП


УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В УЧЕНИКАХ

О своих наставниках вспоминают ученики и единомышленники

("Авиатор", № 30 (стр. 6))

 

З. Г. Шайхутдинов

 

Шайхутдинов Зайнулла Гайфуллинович (3.10.1936 - 04.07.2001) родился в Бакалинском районе Башкирии. После окончания КАИ в 1960 году и защиты в alma mater кандидатской диссертации был приглашен ректором Р.Р.Мавлютовым в УАИ. В течение 20 лет возглавлял кафедру теории авиационных двигателей (ныне кафедра авиационной теплотехники и теплоэнергетики). В 1974 году защитил докторскую диссертацию по тематике управления вектором тяги ракетных двигателей. В середине 80-х был деканом ФАД.

 

В период его руководства кафедрой была создана основная учебно-материальная база, сформирована крупная, известная в стране и мире научная школа, выполнялись крупнейшие хоздоговорные НИР по заказам промышленности. Появилось целое научное направление по теории и рабочим процессам ракетных двигателей на твердом топливе. Результаты внедрены на трех серийных ракетах.

 

Им создано научное направление по проблемам горения (сажеобразования и дымления) в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. Его монография (в соавторстве с учениками) в этой области и сейчас служит настольным пособием инженеров-конструкторов авиационных двигателей. Параллельно проводились работы по исследованию проточного тракта газодинамических лазеров, в том числе СО2-лазеров для промышленного использования.

 

Зайнулла Гайфуллинович – основоположник научного направления по конвертированию авиационных двигателей, отработавших летный ресурс, в наземные энергетические установки высокой мощности и эффективности. В этом же плане нельзя не упомянуть комплекс работ по разработке специальных газогенераторов для повышения нефтеотдачи пластов, исследования в области газовой динамики и др.

 

Профессор умел сформировать вокруг себя коллектив единомышленников. Под его научным руководством подготовлены свыше 50 кандидатов наук, защищены 4 докторские диссертации. В числе его учеников, успешно защитивших кандидатские диссертации, был и Р.З. Хамитов, ныне руководитель нашей республики.

 

Заслуженный деятель науки и техники РФ и РБ, профессор З.Г.Шайхутдинов был награжден орденом «Знак Почета» и медалями имени Циолковского, Гагарина, Цандера, Королева.

 

Ф.БАКИРОВ, профессор кафедры АТиТ 


УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В УЧЕНИКАХ

О своих наставниках вспоминают ученики и единомышленники

("Авиатор", № 30 (стр. 6))

 

А. М. Ахмедзянов

 

Под руководством доктора технических наук, профессора Альберта Мухаметовича Ахмедзянова (18.02.1941-22.02.2001) сформировалась и ныне активно развивается в УГАТУ (в рамках НИЛ САПР-Д) научная школа в области моделирования, автоматизированного проектирования, информационой поддержки жизненного цикла авиационных двигателей.

 

По традиции кафедра АД занимает лидирующие позиции вузовского рейтинга. Основы этого первенства были заложены А.М.Ахмедзяновым, который более 20 лет возглавлял кафедру и сумел сделать ее лучшей профильной среди технических вузов СССР. Заслуженный деятель науки и техники РБ и РФ, лауреат Государственной премии РБ, он создал первый учебник в области проектирования авиационных двигателей, по которому учатся студенты всей страны. Человек убеждений, чрезвычайно яркий и одаренный, Альберт Мухаметович притягивал к себе людей неординарных, творческих и в каждом умел видеть личность. В атмосфере неустанного поиска и научного горения кафедрой воспитано не одно поколение талантливых инженеров.

 

И.КРИВОШЕЕВ, профессор кафедры АД 


УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В УЧЕНИКАХ

О своих наставниках вспоминают ученики и единомышленники

("Авиатор", № 30 (стр. 6))

 

Б. П. Рудой

 

Рудой Борис Петрович (04.04.1941- 10.02.2006). Это имя неразрывно связано с нашим университетом. Педагог, реализовавший уникальную систему подготовки специалистов. Конструктор, чьи изделия вызывали удивление и восторг. Организатор, создавший структуры поддержки и развития образовательного, научного и инновационного процессов. Ученый, внесший огромный вклад в теорию и практику двигателестроения. Во всех этих качествах он далеко опередил свое время.

 

Автор концепции перспективного поршневого ДВС, профессор Б.П.Рудой занимался разработкой наиболее сложного раздела теории двигателей – нестационарной газовой динамики. Широко известна его система имитационного моделирования «Альбея», а «сапоги-скороходы» стали знаменитым на весь мир брендом.

 

В научной работе он видел мощнейшее средство воспитания. Именно идея объединения образовательного, научного и инновационного процессов легла в основу разработанной им функционально-целевой технологии подготовки специалистов (ФЦТПС). Главное, считал он, научить инженера самостоятельно принимать решения в нештатных ситуациях. Поэтому уже с первого курса студенты кафедры получают рискованные поисковые задачи.

 

Борис Петрович – обладатель высоких почетных званий и наград. Но сам он с иронией относился к знакам признания, оставаясь доброжелательным, простым в общении, доброжелательным. Замечательным Человеком. Выдающимся Ученым. Настоящим Российским Профессором.

 

Р.ЕНИКЕЕВ, профессор, зав.кафедрой ДВС 


УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В УЧЕНИКАХ

О своих наставниках вспоминают ученики и единомышленники

("Авиатор", № 30 (стр. 6))

 

А. М. Русак

 

Русак Анатолий Михайлович (21.4.1941- 30.12.2005). Крупный специалист в области систем управления ракетными двигателями твердого топлива. Почти 30 лет он возглавлял кафедру прикладной гидромеханики, шесть лет был деканом ФАД. Его пытливый ум, настойчивость и целеустремленность получили свое воплощение в разрабатываемых с его подачи на кафедре ПГМ новых научных на- правлениях, создании учебного научного инновационного центра «Гидропневмоавтоматика». Результаты исследований внедрены на многих предприятиях авиакосмического профиля.

 

«Он любил жизнь и спешил жить. Энергичность, подвижность были присущи ему смолоду. Он успевал все: активно заниматься наукой и быть чемпионом России по бегу среди студентов и молодежи. Заядлый охотник, автомобилист, всегда был легок на подъем и, кажется, знал каждую тропинку родного края. Ему были присущи особая деликатность, порядочность, интеллигентность, умение брать на себя ответственность и принимать серьезнейшие решения», - так говорят о нем его друзья, коллеги, ученики.

 

В.ЦЕЛИЩЕВ, профессор, зав.кафедрой ПГМ